Тренинги психолога собчик на июль. Институт прикладной психологии. Смотреть что такое "Собчик, Людмила Николаевна" в других словарях

Почему нельзя слепо доверять тестам по определению типа личности? Какие факторы стоит учитывать тем, кто ориентируется на автоматическую диагностику психологических особенностей? Об этом на семинаре «Теория и практика психодиагностики личности» 9 февраля 2019 г. в рамках расскажет российский психолог, доктор психологических наук, ведущий специалист в области психодиагностики и психологии индивидуальности Людмила Николаевна Собчик.

Существуют десятки сфер, где используется автоматическое тестирование. Часто при приёме на работу требуется пройти психологический тест для определения профнавыков и способности работы в коллективе. Подросткам предлагают ответить на ряд стандартных вопросов в ходе процесса профориентации. При приёме в стационар некоторых больных просят заполнить опросник, чтобы определить степень их агрессивности или склонности к зависимостям. Часто подобные тесты выявляют общие тенденции, но упускают из вида многие факторы. Ведь важно принимать во внимание в каком состоянии находятся человек, отвечающий на вопросы, какова атмосфера в семье, его взаимодействие в социуме. Подобные факторы могут в определённых ситуациях иметь доминирующее значение.

Доктор психологических наук Людмила Собчик не раз в своих работах поясняла, что детали могут быть определяющими. Объективная картина личности намного сложнее и многогранней, чем пытаются представить некоторые тесты, исследуя человека лишь в одной плоскости. На семинаре психолог расскажет, как она пришла к созданию собственного метода психодиагностики личности, в чём его инновационность и преимущества над традиционными.

Если представить человеческую личность в виде дерева, то его корни будут символизировать генетическую наследственность, которая лежит в основе формирования базовых предпочтений и проявлений. Ствол - это характер и схема реакций на внешние раздражители, которые сформировались в результате взаимодействия с окружающей средой. А крона - это сфера интересов, профессиональная и социальная активность, морально-нравственные устои личности. Только принимая во внимания все эти части можно рассказать о дереве в целом, о его породе, особенностях роста и предсказать направление дальнейшего развития.

Методика Собчик, основанная на практическом опыте и работе с тысячами испытуемых, позволяет привести к общему знаменателю достижения разных психологических школ, а также найти общие точки соприкосновения при использовании психологических тестов в разных сферах. Таким образом психологи могут составить наиболее полный и объёмный портрет личности, который сильно отличается от плоского определения стандартных тестов.

Информация о спикере

Собчик Людмила Николаевна – российский психолог, доктор психологических наук, ведущий специалист в области психодиагностики и психологии индивидуальности. Занимает следующие должности: главный научный сотрудник ГНЦССП им. В. П. Сербского, научный руководитель Института прикладной психологии, член-корреспондент Международной академии информатизации, действительный член Московской психотерапевтической академии, почётный профессор Межрегионального объединения психологов, социологов и врачей, научный редактор «Московского психологического журнала».

Л. Н. Собчик известна разработкой ряда оригинальных методик психодиагностики, а также адаптацией и модификацией к российским условиям ряда зарубежных личностных опросников и тестовых методик. Она создала полную версию диагностического опросника MMPI.

Российский психолог, специализирующийся в области психодиагностики и психологии индивидуальности.

«Человеческая индивидуальность - это самое интересное из всего, что только существует на свете.
И самое сложное. Нет двух людей, о которых можно было бы сказать, что они во всём тождественны друг другу. Даже у бдизнецов можно найти определённые различия. Индивидуальность - это как раз то, что отличает людей друг от друга.
Генетики утверждают, что из всего богатого наследия, которое нам передаётся в качестве врождённых, присущих виду свойств, лишь 2% определяют индивидуальные особенности каждой особи.
Соотношение между типовым и индивидуальным примерно такое же, как между хлебом насущным и солью, придающей остроту вкусовым ощущениям. Психологическая индивидуальность лежит в основе многих.аспектов как отдельных судеб, так и всего человечества, всё больше признаётся влияние отдельной личности на судьбы людей, всё реже отмечается тенденция принизить значение индивидуально-личностного фактора в судьбах разных стран и народов в ходе исторических событий.
Судьба и связь её с личностными особенностями - проблема, которая волнует человеческие умы с давних пор. Однако известный фатализм всегда доминировал в этом вопросе. Так, религия декларирует покорность воле Всевышнего и утверждает, что «пути Господни неисповедимы», а прогноз судьбы каждого человека невозможен, ибо судьбы человечества в целом предсказаны Святым Писанием, и идти наперекор этим предначертаниям нет смысла да и не в воле человека.
Астрологи считают, что судьбу человека и человечества можно разгадать по звёздам, по соотношению планет на момент рождения каждого, по актуальному их взаимодействию на данном этапе, а самому человеку остаётся лишь приспособиться к этой предопределённости.
И всё же, человек неспроста стремится любыми способами угадать своё предназначение. Возможно, он это делает, чтобы избежать разочарований и не питать ненужных иллюзий. Но, может быть, это ему нужно и для того, чтобы предупредить какие-то несчастья и достичь в жизни большего, вовремя схватив за хвост госпожу Удачу?
Есть основания думать, что человек должен больше верить в себя и надеяться на собственные силы. Он сам должен быть творцом собственной судьбы вопреки её превратностям. Нам об этом давно твердят со страниц газет и журналов, полных оптимизма и «веры в человека». Но никто не объясняет, как это сделать.
Однако рецепт существует.
Он заключается в правильном и своевременном распознавании индивидуальных способностей и склонностей, характера и ценностной иерархии человека. А ещё крайне важно для каждого - научиться понимать других людей и умело с ними общаться (Добавлю, что в Жизненной стратегии творческой личности , это сделано в 80-х годах XX века достаточно подробно, но психологи этой разработки, увы, не знают… - Прим. И.Л. Викентьева).
Каждому человеку для постижения искусства быть счастливым и преуспевающим в жизни необходима (хотя бы в минимальном объёме) та информация, которая поможет ему вовремя понять себя и своё предначертание, сделать правильный выбор в отношении многих сторон жизни и этим вмешаться в фатальность, пытаясь максимально повлиять на ход судьбы.
Каждому цивилизованному обществу для повышения его благосостояния, технического прогресса, для расцвета наук, культуры, искусства, народного творчества и ремесел необходимо уметь правильно распоряжаться человеческими ресурсами, своевременно определяя способности и деловые качества каждого человека. При этом важно не только грамотно управлять так называемым «человеческим фактором» во благо государства, но и радеть о душевном комфорте людей, об их общем и психическом здоровье, которое также находится в прямой зависимости от настроения и степени счастливости каждого человека.
Нередко только к концу жизненного пути большинство людей начинает понимать себя в достаточной мере, чтобы соизмерять свои возможности с желаниями, чтобы примирить разноречивые стороны своей натуры, чтобы найти общий язык с окружающими. Слишком долго человек действует в жизни на ощупь, полагаясь на собственную интуицию, прислушиваясь к мнению окружающих, в котором, как в зеркале, пытается увидеть отражение своих плохих и хороших качеств.
Читая книги, просматривая кинофильмы и театральные постановки, он стремится понять: «Кто я и каковы другие люди? Как жить, чтобы быть счастливым, преуспевающим, чтобы меня уважали и любили, чтобы меньше страдать, не впадать в уныние, избегать неудач и конфликтов, состояться как личность и не жалеть на склоне лет о бесцельно прожитых годах?»

Собчик Л.Н., Психология индивидуальности. Теория и практика психодиагностики, СПб, «Речь», 2005 г., с. 11-12.

Собчик Л.Н. – российский психолог, эксперт высшей категории в сфере психологии индивидуальности личности, автор собственной психологической диагностики, доктор психологических наук и более 140 работ, касающихся темы типологии личности и методики ее диагностики, множества статей, публикаций, более 20 методических пособий.

Научные достижения

В 1970 году защитила диссертационную работу на тему «Психология индивидуальности». В ней впервые в России был представлен опыт применения диагностики, с помощью опросов и тестов, расширен известный опросник MMPI. Поскольку методика была модифицирована, ей присвоили новое название – СМИЛ.

Собчик применила новый подход к определению целостной личности. На основе своей теории разработала методику многостороннего изучения личности, с применением психодиагностики. На базе этой системы создана индивидуально - личностная типология.

Авторские методики тестирования

Людмила Николаевна разработала несколько эксклюзивных систем психологической диагностики, адаптировала для российских условий несколько иностранных тестов. Все авторские методики Собчик, опубликованные в ее работах, получили свои электронные версии. Программы лицензированы, они пользуются успехом у специалистов по подбору персонала и управления кадрами, а также у практикующих психологов и социальных педагогов.

Версия для взрослых

Тест нацелен на диагностику самооценки личности, умения контролировать себя, проявление лидерских качеств или, напротив, пассивности. С конца 90-х годов широко применяется для тестирования личностных свойств людей, чьи профессии связаны со стрессами и опасными условиями, что подтверждает надежность и достоверность данного опросника. Гарантом того, что тестируемый был честен, проходя опрос, является шкала «лжи», которая не даст исказить результаты. Всего предлагается ответить на 91 простой вопрос, кликнув «да» или «нет».

Детская адаптированная версия опросника

Опросник включает в себя 61 вопрос, на которые так же нужно дать короткий утвердительный или отрицательный ответ. Предназначен для детей подросткового возраста 10-15 лет и поможет узнать, насколько ребенок самостоятелен, адаптирован к окружению, существуют ли у него какие-либо переживания.

Изображение в шапке -