Компоненты педагогической культуры педагога. Педагогическая культура и ее составляющие. Список использованной литературы

Обобщенной характеристикой личности педагога является его педагогическая культура, которая отражает способность настойчиво и успешно осуществлять учебно­воспитательную деятельность в сочетании с эффективным взаимодействием с обучающимся и воспитанниками. Структура педагогической культуры педагога представлена на рис. 1.

Рис. 17. Компоненты педагогической культуры педагога

Педагогическая культура - существенная составная часть, слагаемое общей культуры педагога, характеризующее степень глубины и основательности овладения им знаниями педагогической теории в ее постоянном развитии, умение применять эти знания самостоятельно, методически обоснованно и с высокой эффективностью в педагогическом процессе с учетом индивидуально-типических особенностей обучающихся, их интересов и в неразрывной связи с развитием науки и практики.
Культура педагога выполняет ряд функций: а) передачу знаний, умений и навыков обучающимся, способствующих формированию их мировоззрения; б) развитие интеллектуальных возможностей и способностей, эмоционально-волевой и действеннопрактической сфер и психики; в) обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе; г) формирование эстетического отношения к действительности; д) укрепление здоровья детей, развитие их физических сил и способностей .
Педагог должен владеть следующими типами профессиональных знаний: методологические, теоретические, методические и технологические.
Профессиональные умения включают: информационные, организаторские, коммуникативные, прикладные, умения владения педагогическими техниками, постановки цели, анализа и самоанализа, воспитательная работа.
Одной из основных целей образования является компетентность человека. Компетентность - способность человека адекватно и глубоко понимать реальность, правильно оценивать ситуацию, в которой приходится действовать, и правильно применять свои знания. Фактически компетентность - способность человека решать проблемы. Компетентность определяется не только знаниями, имеющими непосредственное практическое значение, но и мировоззренческой позицией человека, его общими представлениями о природе, обществе и людях.
В сфере образования различается профессиональная и общекультурная компетентность. Профессиональная компетентность - способность человека решать проблемы в своей профессиональной области. Профессиональная деятельность человека в современном мире осуществляется на основе науки, техники и технологии. Компетентность в любой профессиональной области имеет неотъемлемую социальнокультурную, гуманитарную компоненту. Общекультурная компетентность - это компетентность человека за пределами его профессиональной сферы. Эту цель преследует общее образование, непрофессиональное гуманитарное образование, многие компоненты непрерывного образования, образования для взрослых и т. п. Структура профессиональной компетентности, ее источники, уровни выражения и информационное обеспечение наглядно можно представить на рис.2.
В разных областях профессиональной деятельности, в том числе и педагогической, компетентность будет раскрываться с помощью различных познавательно-творческих понятий. Это такие понятия, как знания, умения, навыки, творческое мышление, теоретическое мышление, способность принимать решение в нестандартных условиях и т.д.
К педагогической культуре педагога относят педагогическую направленность, она определенным образом соотносится с направленностью личности.
По Н.В. Кузьминой личностная направленность - один из важнейших субъективных факторов достижения вершин профессионального мастерства. Направленность личности - это «совокупность устойчивых мотивов, ориентирующих деятельность личности и относительно независимых от наличных ситуаций. Личностная направленность характеризуется интересами, склонностями, убеждениями, идеалами, в которых выражается мировоззрение человека» . Н.В. Кузьмина добавляет к педагогической направленности интерес к обучающимся, к творчеству, к педагогической профессии, склонность заниматься ею, осознание своих способностей. Она считает, что три типа направленности обусловливают выбор главных стратегий деятельности: 1) истинно педагогическая; 2) формально педагогическая; 3) ложно педагогическая. Только первая обеспечивает высокую эффективность деятельности. «Истинно педагогическая направленность состоит в устойчивой мотивации на формирование личности учащегося средствами преподаваемого предмета, на переструктурирование предмета в расчете на формирование исходной потребности учащегося в знании, носителем которого является педагог» .
В педагогическую направленность как высший уровень включается призвание, которое соотносится в своем развитии с потребностью к избранной деятельности. Выделяют три уровня педагогической культуры: репродуктивный; профессиональноадаптивный; профессионально-творческий.

Рис. 2. Профессиональная компетентность

К важным профессиональным качествам педагога можно отнести: владение методикой преподавания учебной дисциплины (предмета); психологическая подготовка; педагогическое мастерство и владение технологиями педагогического труда; организаторские умения и навыки; педагогический такт (концентрированное выражение ума, чувства и общей культуры воспитателя); педагогическая техника; владение технологиями общения и ораторского искусства; научная увлеченность; любовь к своему профессиональному труду (добросовестность и самоотверженность, радость при достижении воспитательных результатов, постоянно растущие требования к себе, к своей педагогической компетентности); высокая эрудиция; высокий уровень культуры; эргономическая подготовка; информационная культура; профессиональный потенциал; стремление постоянно повышать качество своего труда; умение поставить дидактическую и найти оптимальный путь ее достижения; изобретательность; систематическое и планомерное повышение своей профессиональной компетентности, готовность к самостоятельному разрешению любых ситуаций и др.
К личностным качествам педагога относятся: трудолюбие, работоспособность, дисциплинированность, ответственность, организованность, настойчивость, человечность, доброта, терпеливость, порядочность, честность, справедливость, обязательность, щедрость, высокая нравственность, оптимизм, эмоциональная культура, потребность к общению, интерес к жизни воспитанников, доброжелательность, самокритичность, дружелюбие, сдержанность, достоинство, патриотизм, религиозность, принципиальность, отзывчивость, гуманность, душевная чуткость, чувство юмора, сообразительность, выдержка и самообладание, требовательность к себе и к своим воспитанникам и др.
С учетом вышеизложенного, педагогический потенциал можно представить следующим образом (рис. 49).

Образование является одной из важнейших частей культурной системы общества.

Система образования является важнейшим социокультурным регулятивом развития общества , куда, так или иначе, втянуты все социальные группы населения.

Образовательная культура , как важнейшая часть культуры общества в целом (национальной, региональной), на каждом переломном историческом отрезке определяется господством определенной образовательной парадигмы , т.е. системы образцовых теоретических, методологических и ценностных установок, разделяемых большинством интеллектуальной элиты социума. Ее значимыми характеристиками являются как общецивилизационные (принадлежность, к примеру, к православно-русскому культурному миру), так и ментальные («духовно-стационарные») основания бытия.

Оформление (и переоформление) образовательной парадигмы должно в полной мере отвечать сложившейся специфике региона: его социально-экономической, этно-конфессиональной, демографической и пр. составляющей.

Только гармоничное сочетание (сбалансированность) стабилизирующей роли образовательного компонента духовной культуры (в плане преемственности и передачи социокультурного опыта от поколения к поколению, трансляции культурных норм и ценностей, образцов поведения и мышления) и инновационной (в русле непрерывного переструктурирования и качественного обновления, модернизации системы знаний) – остается главной задачей образования. Любое отклонение, перекос незамедлительно влечет либо рутинизацию и застойность учебного процесса, либо общую дестабилизацию, чреватую разрушением культурного ядра общества .

В целом, история культуры – это история смены социокультурных моделей образования , или путем их постепенного реформирования (в ответ на изменение социально-экономических условий), или как результат радикальных революционных преобразований. Наш многовековой отечественный культурно-исторический опыт вместил в себя оба этих типа. В отличие от Запада с его известным консерватизмом, отечественной системе образования, как и культуре в целом, были свойственны исторические «перекрестки», «развилки» с ситуацией выбора, с поиском новых путей и проектов дальнейшего развития.

Педагогическая культура – часть общей культуры, в которой в наибольшей степени отразились духовные и материальные ценности, а также способы творческой педагогической деятельности, необходимые человечеству для обслуживания исторического процесса смены поколений и социализации личности.

Педагогическая культура можно рассматривать как общение 2-х индивидов в различные моменты передачи человеческой культуры (культурологическая теория диалога):


· Феномен педагогической культуры в диалоге рассматривается, как: «Я» в «них» и «Ты» в «Я»;

· Создание педагогического мира как среды духовного, интеллектуального, эстетического развития субъектов педагогического взаимодействия;

· Открытие личности для себя в другой личности.

В структуру педагогической культуры входят педагогическая позиция и профессионально-личностные качества педагога. Педагогическая позиция – это определенный моральный выбор, который делает педагог. Педагогическая позиция включает мировоззренческую и поведенческую стороны, отношение к педагогическому труду, нравственные качества, гуманизм, объективизм, социальную активность, гражданственность.

Педагогическую культуру определяет не столько наличие знаний, сколько отношение к ним, которое определяется уровнем мышления (критичность сознания, проблемно-вариативное осмысление ситуаций).

Педагогическая культура - это:

· Гармония развития интеллектуальных и организаторских качеств;

· Высокое педагогическое мастерство и организованность в деятельности;

· Умение сочетать учебно-воспитательную работу с поиском путей ее совершенствования;

· Широкий кругозор, психолого-педагогическая эрудиция и компетентность;

· Совокупность важных в учебно-воспитательной работе личностных качеств.

Культура педагога включает :

· Передачу знаний, умений и навыков обучающимся, способствующих формированию их мировоззрения;

· Развитие интеллектуальных возможностей и способностей, эмоционально-волевой и действенно-практических сфер психики;

· Укрепление здоровья детей;

· Формирование эстетического отношения к действительности;

· Обеспечение сознательного усвоения обучающимися нравственных принципов и навыков поведения в обществе.

Понятие педагогическая культура ново. Его категориальная разработка началась совсем недавно. Педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса в единстве его объекта, субъекта, содержания, механизма, системы и целей.

Культура это освоенный и овеществленный опыт человеческой жизнедеятельности. Опыт же представляет собой закрепленное единство знаний и умений, переросшее в модель действий при любой ситуации; программу, принятую в качестве образца при решении всевозможных возникающих задач. Образование как система представляет собой социальный институт адресной и целенаправленной передачи такого опыта. Исходя из сказанного, можно дать следующее определение педагогической культуры: педагогическая культура представляет собой интегративную характеристику педагогического процесса, включающую единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результаты этой деятельности, закрепленные в виде знаний, умений, навыков и специфических институтов такой передачи от одного поколения к другому.

Поскольку культура представляет собой концентрированный опыт предшествующих поколений, она позволяет каждому человеку не только усваивать этот опыт, но и участвовать в его приумножении.

Педагогическая культура как явление неразрывно связывает две общественные системы педагогику и культуру и требует определения ее положения, как в системе педагогики, так и в системе культуры.

Для того чтобы определить место педагогической культуры в общей системе культуры, необходимо подвести ее под другое, более широкое понятие. Таким родовым понятием, на первый взгляд, должна выступать духовная культура. Но, как отмечалось в литературе, наследование социального опыта не является прерогативой только духовного производства. Оно осуществляется и в сфере материального производства, но выступает там, в форме практически-познавательной деятельности (18,86). Поэтому думается, что в рамки жесткого деления культуры на духовную или материальную педагогическая культура если и впишется, то с трудом, и при множестве оговорок. Нам кажется целесообразнее связать его с категорией "профессиональная культура".

В философской и социологической литературе нет единства в толковании понятия "профессиональная культура”.

Г.М. Кочетов трактует профессиональную культуру как элемент модели личности специалиста с высшим образованием и относит к ее признакам три момента:

1) знание свойств продукта и запросов потребителя;

2) способность прогнозирования специалистом последствий своих действий;

3) ответственность за свои действия (20,73-77). Как личностный аспект культуры труда рассматривается профессиональная культура в монографии Г.Н. Соколовой (40,144). Поскольку всестороннее изучение феномена профессиональной культуры не является предметом нашего исследования, в дальнейшем мы будем использовать его в трактовке И.М. Моделя.

Исследовавший профессиональную культуру И.М. Модель определил ее как категорию, характеризующую степень овладения профессиональной группой, ее представителями специфическим видом трудовой деятельности в любой сфере общественного производства. В этом качестве профессиональная культура служит мерой и способом формирования и реализации социальных сил субъекта деятельности (30,31). Очевидно, что в основе профессиональной культуры лежат сущностные характеристики той или иной профессии.

Профессиональная культура предполагает совокупность специальных знаний и опыта их реализации в профессиональной деятельности. Ее специфическим проявлением является формирование профессионального типа мышления, накладывающего специфический отпечаток на весь образ мышления и поведения человека.

Педагогическая культура шире культуры профессионального вида деятельности. Она качественно характеризует не только работу учителя (преподавателя, воспитателя), но и тип педагогического воздействия определенных общностей, к примеру, таких, как семья или трудовой коллектив. С одной стороны, педагогическая культура представляет собой часть общей культуры как общества в целом, так и каждого отдельного человека, ибо в той или иной мере присуща практически каждому. Вместе с тем, это культура конкретной профессиональной группы учительства. Но можно ли ее ограничить привычными рамками профессиональной культуры, как, например, культуру инженерную? Нет, нельзя. Инженерной деятельностью занимаются и, следовательно, уровнем инженерной культуры характеризуются лишь профессионально подготовленные люди. Педагогической деятельностью, в той или иной мере (за крайне редким исключением), занимается каждый, ибо практически каждый человек приходится кому-то отцом или матерью, братом или сестрою, дедушкой или бабушкой, дядей или тетей и т.д. В силу этого каждый человек оказывает на кого-то другого соответствующее педагогическое воздействие и характеризуется определенной культурой такого воздействия.

Следовательно, педагогическая культура общества определяется уровнем педагогической культуры масс и представляет собой часть общей культуры.

Кроме того, педагогическая культура есть и культура профессиональная, относящаяся к специалистам-воспитателям. Круг этих людей не мал, и определить его границы отнюдь не просто. Понятно, что его ядро составляют профессиональные педагоги, обслуживающие детские дошкольные учреждения, среднюю, среднюю специальную и высшую школу. К ним с полным основанием можно отнести и профессиональных педагогов, работающих как на уровне внешкольных учреждений, так и на уровне семьи репетиторов, возрождающихся гувернеров, надомных учителей музыки и т.п. К ним относятся профессионалы, работающие на уровне специфических воспитательных учреждений наставники в воскресных церковных школах, воспитатели в общежитиях, сотрудники исправительно-трудовых учреждений. Но границы профессионалов-воспитателей этим не замыкаются.

Воспитателем является и спортивный тренер, и рабочий наставник на предприятии. Трудовое наставничество, кстати, не советское изобретение, хотя и долго за него выдавалось. Умелые мастеровые всегда обучали, наставляли и в той или иной мере воспитывали молодое поколение. Строго говоря, подобное наставничество не входило в круг их профессиональных обязанностей. Профессия требовала от них быть хорошим бондарем или каменщиком, токарем или комбайнером. В узкопрофессиональном смысле педагогической составляющей в их работе нет. Но она есть в реальной практике, и выражается именно в форме наставничества.

Таким образом, педагогическая культура и как элемент общей культуры, и в узком профессиональном проявлении проникает как бы во все "поры” общества, представляя собой его сквозное "сечение”. С одной стороны, педагогическая культура это особая подсистема, особый вид культуры. С другой стороны, она, как элемент, присутствует в каждом из видов культуры, связывая его с системой социального наследования.

Анализируя структуру культуры, Л.Н. Коган выделяет несколько ее видов, представляющих собой своего рода "вертикальное” сечение и пронизывающих как материальные, так и духовные сферы общественной жизни. Им выделяется культура экономическая, эстетическая, экологическая и политическая (17,38). Нам кажется, что к этому ряду с полным основанием следует причислить и педагогическую культуру, которая также неразрывно объединяет в себе как элементы культуры материальной (обучение способам материально-практической деятельности людей), так и элементы культуры духовной (формирование духовного мира человека).

Проблема типологии педагогической культуры также имеет весьма важное значение для выяснения сущности интересующего нас явления. В литературе последнего времени достаточно широко распространилось представление о двух типах образовательных систем тоталитарном и демократическом (34). Нам, однако, кажется, что подобный подход грешит упрощением.

Критериями выделения тех или иных типов педагогической культуры служат содержание ценностных ориентаций в сфере образования, нормы взаимоотношений наставника и обучаемого, а также степень свободы педагога при выполнении им своей социальной роли. Эти критерии позволяют вычленить три основных типа педагогической культуры демократический, авторитарный и тоталитарный.

Демократический тип педагогической культуры основан на сотрудничестве учителя и ученика при их обоюдном наделении взаимными правами и обязанностями в учебном процессе. В качестве главных ценностей этого типа педагогической культуры выступает развитие личностных качеств ученика и прежде всего его порядочности и человечности, любознательности, работоспособности, независимости. Для достижения этих целей учителю предоставляется полная свобода творческого выбора потребных ему форм и методов педагогического воздействия.

Авторитарный тип педагогической культуры характеризуется подавлением воспитанника и его полным подчинением воле воспитателя, который наделен максимумом прав при минимуме ответных обязанностей. Ценностями этого типа педагогической культуры выступает развитие у детей конформизма, послушания, дисциплинированности, почтения и некритичного отношения к авторитетам. Но при этом в выборе форм и методов педагогического воздействия учитель еще обладает определенной степенью личностной творческой свободы.

Здесь, однако, следует оговориться. Э. Фромм подчеркивал, что с употреблением термина "авторитарный” связано много недоразумений из-за того, что зачастую альтернативно противопоставляются диктаторский авторитет отсутствию всякого авторитета (45,26). Такая альтернатива ошибочна, ибо на самом деле друг другу противостоят авторитеты рационального и нерационального рода. Источником рационального авторитета является компетентность. "Человек, авторитет которого основан на уважении, указывает Э. Фромм, всегда действует компетентно в выполнении обязанностей, возложенных на него людьми. И ему не надо ни запугивать людей, ни вызывать их признательность с помощью каких-то неординарных качеств; постольку, поскольку он оказывает им компетентное содействие, его авторитет базируется на рациональной почве, а не на эксплуатации, и не требует иррационального благоговения” (45,26). Источник же иррационального авторитета власть над людьми. Она может быть как физической, так и духовной, как абсолютной, так и относительной, но в ее основе всегда лежат страх и сила. "Рациональный авторитет основан на равенстве лица, облеченного властью, и подчиненных, которые отличаются между собой только степенью знаний или мастерства в определенной области. Иррациональный авторитет по самой своей природе основан на неравенстве, включающем и неравенство ценностей" (45,26). Таким образом, антитеза демократического и авторитарного типов педагогической культуры основывается на антитезе авторитетов рационального и иррационального рода.

Тоталитарный тип педагогической культуры характерен для государств с диктаторским политическим режимом. Он не только сохраняет и усиливает абсолютный контроль за деятельностью ученика, но дополняет его абсолютным контролем и строжайшей регламентацией деятельности педагога. Главной ценностью этого типа педагогической культуры является формирование послушной, конформной, исполнительной личности, отличающейся доверием к социальным мифам и активным политическим суеверием. Собственно знание при этом уходит на периферию системы ценностей, а в сфере социально-гуманитарной и вовсе изгоняется из воспитательно-образовательной системы.

При тоталитарном типе педагогической культуры противоречие общественного положения учителя заключается в следующем. С одной стороны, государство доверяет ему подрастающее поколение для того, чтобы учитель формировал у этого поколения те ценности и идеалы, которые необходимы данному государству. Следовательно, учитель, который чаще всего является государственным служащим и оплачивается государством, обязан проводить государственную идеологию, тем самым, играя роль элемента пропагандистской машины. Отметим, что даже если учитель и не является государственным служащим, а преподает в частном учебном заведении, его свобода все равно весьма условна, ибо ограничена государственным образовательным стандартом со всеми вытекающими отсюда последствиями. Итак, с одной стороны, в системе тоталитарной педагогики учитель есть проводник государственной идеологии и его обязанность всячески эту идеологию насаждать.

С другой стороны, педагог просветитель. Уже по роду своей деятельности он призван не бездумно "натаскивать" детей на запоминание догматов, а учить их осознанно получать знания. Для этого нужна педагогическая культура демократического типа.

В системе педагогики понятие "педагогическая культура” соотносится с понятиями "педагогическое мастерство” и "педагогическая техника”. В педагогической литературе мастерство определяется как "высший уровень педагогической деятельности., проявляющийся в том, что в отведенное время педагог достигает оптимальных результатов”, или как "синтез научных знаний, умений и навыков методического искусства и личных качеств учителя" (25,30). Ученые Полтавского педагогического института, опыт которых в прошлом пользовался широкой популярностью, суть педагогического мастерства видели в тех качествах личности учителя, которые обеспечивают успешность педагогической деятельности. Они исходили из понимания мастерства как комплекса свойств личности, обеспечивающего высокий уровень самоорганизации профессиональной деятельности (32,10). Утверждалось, что в ходе занятий такой комплекс может быть выработан практически у каждого студента.

Под педагогической техникой понимается комплекс умений, помогающих учителю добиться оптимальных результатов в воспитательной работе. В учительской среде широко распространена точка зрения, выраженная Ю.П. Азаровым: "Очевидно, педагогическая техника это совокупность средств, приемов, с помощью которых мастер-воспитатель добивается необходимого воспитательного результата; техника это составная часть мастерства. Мастерство проявляется в том, как ведет себя педагог, как владеет своим голосом, в каких границах позволяет себе проявить гнев, радость, сомнение, требование, доверие, как он умеет обратиться к коллективу и к ребенку" (1,122).

Нам не кажется бесспорным предложенное Ю.П. Азаровым толкование. Думается, мастерство учителя проявляется не в том, "как ведет себя педагог”, а в том, как им решаются основные содержательные задачи процесса обучения и воспитания. Понятие "педагогическое мастерство” как раз и выражает эту внутреннюю, содержательную характеристику деятельности педагога. Именно поэтому, при всей внешней непохожести манеры "вести себя”, известные педагоги Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.Н. Ильин, С.Н. Лысенкова, В.Ф. Шаталов, М.П. Щетинин характеризуются высочайшим уровнем педагогического мастерства.

Что значит обладать высокой педагогической культурой? Говоря кратко, педагогическая культура есть культура воспитания и образования. Следовательно, уровень педагогической культуры человека определяется тем, в какой мере этот человек исполняет роль воспитателя и педагога. Последнее зависит от ряда факторов, среди которых можно выделить:

1) объем знаний, которыми обладает человек;

2) его жизненный опыт, человеческую мудрость;

3) навыки и умения передачи собственных знаний. Мало самому иметь обширные знания. Можно многое знать и при этом быть плохим педагогом, не обладая умениями и навыками передачи этих знаний другим.

К сказанному следует добавить, что обязательным моментом педагогической культуры выступает педагогическая этика. Наконец, нельзя оставить вне поля зрения и педагогическую эстетику. Поскольку в каждом труде есть своя красота, есть и достаточное основание для выделения педагогической эстетики. Она включает не только внешний облик воспитателя, его красивую и образную речь, манеру держаться, но и умение показать красоту предмета, который преподает педагог.

Вот почему педагогическую культуру нельзя сводить только к педагогическому мастерству. Педагогическое мастерство лишь один из моментов педагогической культуры, который связан с владением специфическими умениями и навыками, момент, конечно же, необходимый, но педагогическую культуру не исчерпывающий.

Кроме того, педагогическую культуру нельзя ограничивать и рамками одной педагогики. Педагогика это, прежде всего наука. Педагогическая культура это и наука, и искусство. Кроме научных характеристик она предполагает и нечто иррациональное чутье, интуицию. Не случайно один из величайших писателей XIX в. Ф.М. Достоевский постоянно подчеркивал, что человек не сводится лишь к сознательному, он шире сознания. И познать человека одним умом нельзя (22,157).

Таковы основные сущностные характеристики педагогической культуры, отражающие ее положение, как в системе культуры, так и в системе педагогики. Субстанционально она представляет собой единство как непосредственной деятельности людей по передаче накопленного социального опыта, так и результатов этой деятельности, закрепленных в ценностях, нормах, традициях и социальных институтах. В ценностях, нормах и традициях аккумулировался опыт социального наследования. Институты же исторически возникали как средство его эффективной и целенаправленной реализации.

В деятельности людей по передаче и наследованию накопленного социального опыта можно выделить три основных уровня практический, ценностный и познавательный. Первым характеризуется осознанность формирования и реализации целей педагогической деятельности. Вторым осознанность потребности в знаниях и оптимальных формах их передачи. Третьим степень овладения педагогическими знаниями, как в среде профессионалов, так и за ее границами. Разумеется, это деление, как и любое членение живого и неразрывного тела культуры, есть лишь прием гносеологической абстракции и его не следует абсолютизировать.

В исследовании любого конкретного вида культуры важное место занимает анализ его структуры. При этом структура вида производна от структуры рода и связана с последним как особенное с общим.

Культура представляет собой сложноорганизованную систему, элементы которой не просто множественны, но тесно переплетены и взаимосвязаны. Как любая система, она может быть структурирована по различным основаниям. По субъекту-носителю культура делится на культуру общечеловеческую (или мировую); национальную; культуру социальной группы (классовую, сословную, профессиональную, молодежную); территориальную; культуру малой группы (формальной или неформальной) и культуру отдельного человека. Соответственно, взяв за основу структурирования носитель, мы сможем выделить в педагогической культуре элементы общечеловеческие и национальные, сословные и территориальные, и т.д.

По источникам формирования выделяется культура народная и профессиональная. Народная культура не имеет явного и определенного авторства (потому и говорится о "народной этике”, "народных инструментах”, "народной медицине” и т.д.). Она передается из поколения в поколение, постоянно дополняясь, обогащаясь и модифицируясь.

Профессиональная культура создается людьми, профессионально занятыми данной сферой деятельности и, как правило, прошедшими специальную подготовку к ней. Принадлежность результатов их деятельности тому или иному автору строго фиксирована и нередко юридически защищена авторским правом от любых позднейших изменений и модификаций кем-то другим. Определяя структуру педагогической культуры по источникам ее формирования, мы должны будем вести речь о народной и профессиональной педагогической культуре.

Народная культура вообще, и педагогическая народная культура в частности, возникает на заре человечества и значительно старше культуры профессиональной, появившейся лишь с переходом общества к стадии разделения умственного и физического труда. С появлением профессиональной культуры возникают и специфические институты, предназначенные для ее развития, сохранения и распространения. К ним относятся архивы и музеи, библиотеки и театры, творческие союзы и объединения, издательства и редакции, инженерные и медицинские общества и т.д. Но особенно в этом плане следует выделить систему образования, которая представляет собой социальную форму существования культурных процессов обучения и воспитания. Строение этой системы, подчеркивает В.А. Конев, и с точки зрения методико-педагогической, и с точки зрения организационно-педагогической зависит от логики строения самой культуры как системы. Структура образования калька со строения культуры. Так, например, классно-урочная система образования, сложившаяся в новое время и господствующая на всем протяжении культуры буржуазного общества, явилась "калькой" с "отраслевой” системы культуры, сложившейся в результате буржуазных революций (19,7).

Таким образом, как сложная структура самого объекта исследования, так и различия имеющихся в литературе подходов к его структурированию, оставляют исследователю возможность выбора основания для последующего анализа. Нам кажется, что для исследования структуры интересующего нас феномена педагогической культуры может быть успешно использован "блоковый” метод (17,89-93), выделяющий в том или ином виде культуры три блока когнитивный, поведенческий и институциональный.

Когнитивный (познавательный) блок включает педагогические знания, взгляды и идеи. Их объем, глубина и характер в условиях профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельности претерпевают заметные изменения. Профессиональная культура педагога предполагает наличие глубоких и систематизированных знаний по какому-то конкретному разделу (математике, истории, физике, биологии и т.д.), дополненных специальными знаниями по дидактике и теории воспитания, общей, возрастной и педагогической психологии, методике и т.п. Вместе с тем, профессиональная культура педагога не может ограничиваться исключительно специальными знаниями и предполагает наличие у него возможно более широкого круга общих познаний. Без широкого круга общих знаний педагогу крайне трудно (или даже вовсе невозможно) заинтересовать учеников в процессе обучения. Умение заинтересовать ученика отечественная педагогическая классика традиционно относила к необходимым профессиональным качествам. Это считали В.Н. Татищев (2), В.Ф. Одоевский (3), В.Г. Белинский (5), и др. Таким образом, высокий уровень профессиональной педагогической культуры предполагает высокий уровень общей культуры личности.

С другой стороны, без определенного минимума педагогических знаний невозможно формирование высокой общей культуры личности. Этот минимум включает общие принципы воспитания, определенные правила дидактики и те знания по всем предметам, которые родители и прочие взрослые дают ребенку до школы. Такие знания, как правило, неглубоки, фрагментарны и несистематизированы. Однако они обязательны для всех, поскольку каждый человек в той или иной мере является педагогом, выступает в роли воспитателя. Поэтому высокая общая культура личности предполагает наличие минимально необходимых, но достаточных педагогических знаний.

Когнитивный блок педагогической культуры в своей конкретности представляет неразрывное единство двух составляющих актуальной культуры и культуры накопленной или культурной памяти. Под актуальной понимается та часть культуры, которая непосредственно функционирует в данном обществе в данное время и выражается в повседневных проявлениях культуры труда, быта, поведения. Культурная память представляет собой как бы отложенные, но не стертые прогрессом старые знания и умения, лежащие в основе современного уровня развития и при необходимости, извлекаемые из забытья (7,11).

На все новые вопросы, постоянно возникающие перед человеком, он ищет ответ в усвоенной им культуре. Последняя же предлагает ему не слишком богатый выбор между актуальным или отложенным опытом. Выбрать что-то третье невозможно, ибо нельзя выбрать то, чего нет, или, что еще неизвестно. Поэтому, в период общественных потрясений, социальных перемен, когда актуальный культурный опыт не дает ответов на животрепещущие вопросы, человек ищет их в опыте прошлого. Отдельный человек мыслитель, гений способен подняться над ограниченностью культуры и увидеть горизонты нового знания. В массе же господствует принцип "Новое это хорошо забытое старое”. Поэтому не случайно современный кризис системы образования возродил лицеи и гимназии. В этом проявился эффект культурной памяти.

Такую особенность когнитивного блока педагогической культуры нельзя недооценивать, в противном случае любой возврат к традиционным знаниям (будь то традиции национальной культуры или народной педагогики) может обернуться своей худшей стороной традиционализмом. Последний же, как справедливо отмечает Г.С. Батищев, по своей сути не способен самокритично учиться у своей традиции, что "потребовало бы раскрыть и развернуть все многообразие и сложность, всю антиномичность присущего ей одновременно и положительного, и отрицательного культурно-исторического опыта былого при столь же непредубежденной готовности творчески обновляюще продлить жизнь традиции” (4,110).

Поведенческий блок педагогической культуры включает соответствующие нормы, ценности, обычаи и традиции. Любая культура всегда имеет социально-нормативный характер. Социальные нормы определяются как общепринятые правила, образцы поведения или действия (44,441). Осваивая их, человек и приобщается к конкретному виду культуры. Педагогическая культура нормативна, ею устанавливаются определенные нормы возможных отношений воспитателя и воспитуемого.

Нормы педагогической культуры исторически изменчивы. Это связано с динамичностью и вариативностью образования как сферы деятельности.

Особенностью институционального блока педагогической культуры является то, что в нем сочетается институционализированность и неинституционализированность. С одной стороны, само социальное наследование представляет собой определенный социальный институт, в котором задействованы все члены общества. С другой стороны, для распространения норм и ценностей педагогической культуры и их претворения в жизнь обществом используются специальные социальные институты, возникающие уже на стадии первобытности. Так, рассматривая обряд воспитания мальчиков у племен нижнего Конго, А. Ельчанинов подчеркивал: "Мы не преувеличим, если будем утверждать, что принципы этой негритянской школы ничуть не ниже принципов любой европейской. Во-первых, ее программа, охватывающая всего человека, дающая ему всестороннее развитие, связанная с традициями племени, сохраняющая вековой опыт племени в области религий, законов, техники. Во-вторых метод: удаление детей от всяких влияний на время обучения, совместная жизнь с учителем-жрецом, неразрывность науки, религии и жизни, серьезная, священная обстановка обучения” (13,32).

Педагогическая культура институционализирована, ибо она есть достояние специфических социальных институтов, существующих именно для того, чтобы создавать, развивать и пропагандировать формы и методы педагогического воздействия. К ним относятся определенные министерства, ведомства, органы управления народным образованием, педагогические училища, педагогические и инженерно-педагогические институты, институты повышения квалификации педагогических кадров, соответствующие вузовские кафедры, педагогические журналы и издательства, специальные редакции в средствах массовой информации и др. Непосредственная реализация педагогической культуры осуществляется через различные учебные заведения. Иначе говоря, педагогическая культура профессионально создается и распространяется при помощи специальных социальных институтов.

Но педагогическая культура и неинституционализирована. На уровне семьи или производственного коллектива в своем повседневном обыденном проявлении и понимании она не имеет специальных институтов и существует и развивается без них, за счет совокупности традиций, устоявшихся норм и правил обучения и воспитания.

Разумеется, предложенное нами разделение структуры педагогической культуры на блоки в значительной мере условно. В реальности они тесно переплетены и взаимодействуют друг с другом. Однако в гносеологическом плане подобное разделение кажется целесообразным, вполне оправданным и позволяет прийти к более глубокому пониманию феномена педагогической культуры.

Выявив, таким образом, сущность и общую структуру педагогической культуры мы можем приступить к специфике формирования педагогической культуры мастера профессионального обучения. Этому посвящена следующая глава.

педагогическая культура профессиональное обучение

Нынешний преподаватель высшей школы должен обладать высокой общей и педагогической культурой, быть совершенным профессионалом. Профессионализм человека в любой области во многом зависит от уровня сформированности мастерства. Этот фактор особенно значим в педагогической деятельности. К.Д. Ушинский писал: "Всякая практическая деятельность, которая стремится удовлетворить высшие моральные и вообще духовные потребности человека, то есть те потребности, которые принадлежат исключительно человеку и составляют исключительные черты ее природы, это уже искусство. В этом смысле педагогика будет, конечно, первым, высшим из искусств, ибо она стремится удовлетворить самую большую из потребностей человека и человечества - их стремление к усовершенствований в самой человеческой природе: не к выражение совершенства на холсте или в мраморе, а к совершенствованию самой природы человека - ее души и тела; а вечно предшествующий идеал этого искусства является совершенная человек".

Педагогическое мастерство тесно переплетается с понятием "педагогическое искусство". Ошибкой является видеть близость этих понятий только в прямой иерархической зависимости: педагогическое искусство - самый высокий уровень проявления мастерства. На самом деле связь между ними более диалектический.

В толковом словаре. Даля слово "искусство" объясняется так: "Искусный, относящийся к искусу, опыту, испытанию, искусившийся, дошедший до умения или знания многим опытом; хитро, мудрено, замысловато сделанный, мастерски сработанный, с умением и с расчетом устроенный".

Украинская энциклопедия дает следующее определение понятию "искусство": "Искусство - одна из форм общественного сознания, составная часть духовной культуры человечества, специфический род практически-духовного освоения мира. Искусство относят к всех форм практической деятельности, когда она осуществляется умело, мастерски, умело, ловко не только в технологическом, но и в эстетическом смысле".

Как видим, понятие "искусство" и "мастерство" взаимосвязаны: искусство оказывается через мастерство, а она в свою очередь содержит определенные элементы творческой деятельности.

Искусство ассоциируется прежде всего с творческим проявлением личности. Оно основывается на эмоциональной сфере и направлено на пробуждение и формирование эмоциональных, эстетических чувств. Искусство всегда ориентировано на созидание. К.Д. Ушинский по этому поводу писал: "Наука лишь изучает то, что существует или существовало, а искусство стремится творить то, чего еще нет, и перед ним в будущем развевается цель и идеал его творчества". Нельзя забывать и того, что искусство "предстает как реальный эффективный способ познавательно-преобразовательного действия индивида в мире, способ самовыражения индивидуального "Я". Все это в большей или меньшей степени следует учитывать при определении мастерства искусства педагога.

Педагогическое мастерство - это совершенное, творческое выполнение педагогами своих профессиональных функций на уровне искусства, в результате чего создаются оптимальные социально-психологические условия для становления личности воспитанника, обеспечения его интеллектуального и морально-духовного развития.

Педагогическое мастерство нельзя связывать только с неким особым даром, отождествлять с врожденными качествами. Ведь качества не передаются по наследственностью. Человек через генно-хромосомную структуру получает лишь задатки, генотипические образования, что служат предпосылкой развития и формирования определенных качеств. К тому же педагогическая профессия является массовой, и здесь нельзя полагаться на талант отдельных индивидуальностей. Том был прав А.С. Макаренко, когда замечал, что "мастерство воспитателя не является неким особым искусством, что требует таланта, но это специальность, которой надо научиться, как надо научить врача его мастерства, как надо научить музыканта".

Педагогическое мастерство включает ряд структурных компонентов: морально-духовные ценности, профессиональные знания, социально-педагогические качества, психолого-педагогические умения, педагогическую технику (рис. 5).

Рассмотрим подробнее составляющие педагогического мастерства.

Морально-духовные качества. Большой чешский педагог Я. А. Ко-менский на основе анализа достижений народов Европы в области образования осуществил глубокое научное обоснование дидактических и организационных основ обучения подрастающего поколения. Это положило начало дидактически-образовательную революцию в мире. Но деятельность образовательных учреждений сосредоточивалась в основном вокруг проблемы овладения учащимися определенной суммой знаний, умений и навыков с учетом уровня развития науки и социально-экономических потребностей. Вопросы воспитания молодежи, формирования у личности высоких морально-духовных качеств оставались вне поля зрения педагогов. Царила даже мнение, что участие молодого человека в образовательном процессе автоматически обеспечивает ее воспитания.

Анализ современного состояния воспитанности членов общества с точки зрения требований всестороннего гармоничного развития приводит к неутешительным выводам. В целом подавляющее большинство населения владеет значительным объемом знаний, но уровень морально-духовной воспитанности не может не вызывать тревоги за будущее общества. Противоречие между большим объемом знаний, новейшими технологиями и низким уровнем нравственной воспитанности людей крайне обострились во второй половине XX века. Прозорливые ученые настоящего также выражают обоснованную тревогу за будущую судьбу человечества. "Интеллектуально подготовленный человек, - утверждает академик В.П. Андрущенко, - может войти в жизнь "злым гением", который цинично попирает все, что не касается его узко-направленной профессии. Мир, созданный лишь "счетом холодного разума", приобретает зловещих бликов. По сути такая деятельность имеет разрушительный характер. Вообще говоря, она подталкивает человека и человечество к пропасти затяжного экономического кризиса, социально-политического конфликта, экологической катастрофы или термоядерного коллапса". И это - проблема мирового масштаба.

Результат такого противоречия обусловлен тем, что вопросы воспитания человека всегда недооцінювалися. Осознавая информационную и технократическую угрозу, общество обязано на новом этапе социально-экономического развития решительно перейти к научного обоснования и осуществления образовательно-воспитательной революции, которая бы поставила воспитания человека на одном уровне с обучением. Этот процесс сложный, длительный, связанный с разрушением сложившихся стереотипов, но неизбежный. Ведущую роль при таком подходе к организации образовательно-воспитательного процесса должна играть педагог. Это подтверждают и слова К. Д. Ушинского: "В воспитании все должно базироваться на лице воспитателя, потому что воспитательная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, хотя бы как хитро он был придуман, не может заменить личности в деле воспитания".

Для питомца особую важность имеет не столько смысл того, что говорит педагог на уроке, лекции, сколько морально-духовное богатство этого педагога, потому что сквозь призму этого богатства воспитанник видит и воспринимает все остальное. Человек, который планирует связать свою судьбу с педагогической деятельностью, имеет в процессе профессиональной подготовки (да и в профессиональной деятельности) овладевать общечеловеческими и национальными нравственно-духовными ценностями, сформировать в себе твердые убеждения. Это один из наиболее надежных фундаментов становления профессионального мастерства педагога высшей школы.

Важной составляющей педагогической деятельности является ее гуманистическая направленность. В условиях господства тоталитарных режимов авторитарная педагогика была далека от идеи утверждения гуманизма. Историческая необходимость построения Украины как суверенного, независимого, демократического, социального, правового государства требует решительного воплощение в повседневную жизнь гуманистических идей. В статье 3 Конституции Украины гласит: "Человек, его жизнь и здоровье, честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются в Украине наивысшей социальной ценностью". Переход от авторитарной педагогики к педагогике гуманистической - процесс длительный. Он должен происходить эволюционным путем. Собственно, общеобразовательная школа и высшие учебные заведения должны упорно работать над утверждением гуманистических принципов в отношениях педагогов с воспитанниками, которые потом, став профессиональными работниками, внедрять идеи гуманизма в сферах социального бытия.

В центре внимания учебно-воспитательного процесса должен быть студент. Педагог должен проявлять глубокое уважение к его личности, уважать, беречь от негативных воздействий, создавать оптимальные условия для всестороннего развития. Примером здесь может служить педагогическая деятельность талантливого педагога В.А. Сухомлинского, в центре внимания которого всегда находились уважение к воспитанников и в то же время требовательность к ним.

Следует чаще обращаться к отечественной наследия педагогов-гуманистов. Ведь недостаток в значительной части преподавателей гуманности в общении с воспитанниками приводит к возникновению конфликтных ситуаций, снижает эффективность педагогического воздействия. Чувства гуманизма - это внутреннее психологическое состояние педагога. Он проявляется даже в мелочах, скажем, в форме обращения педагога к воспитанников. В настоящее время в общении педагогов с учениками старших классов и студентами высших учебных заведений распространенным стало обращение на "ты". Некоторые из педагогов видит в этом проявление демократизма". На самом деле, это неуважение к личности воспитанника, унижение его достоинства. По нашему мнению, это заимствования этических норм этики других народов. Для менталитета украинского народа характерными являются уважение к человеку, подъема ее величия и значимости. Дети обращались к родителям на "Вы". В общении с крестными родителями своих детей у украинцев также царило уважительное обращение на "Вы".

Наши наблюдения и экспериментальные исследования подтверждают, что выражение гуманного отношения педагога к воспитанников даже в форме обращения может положительно влиять на эффективность его действий. Готовя студентов выпускных курсов к стажистської педагогической практики в старших классах средних общеобразовательных заведений, преподаватели советовали им обращаться к старшеклассников на "Вы". Непосредственно в школах, закрепляя студентов по конкретным классам, наставники напоминали практикантам о необходимости соблюдения почтительного формы обращения к учеников. Сначала ученики встретили это с удивлением, но уже через несколько дней воспринимали такую "новацию" как должное. В поведении старшеклассников появилось немало положительных элементов, в частности улучшилась дисциплина на уроках практикантов, подавляющее большинство учеников проявлял усердие в выполнении учебных задач, в организации и проведении внеклассных воспитательных мероприятий, которыми руководили студенты-практиканты.

Анализируя отношение студентов (бывших учеников) до различных форм обращения педагогов к воспитанников, им предложили ответить на ряд вопросов. Опросом было охвачено 210 студентов разных курсов и факультетов Черкасского национального университета имени Богдана Хмельницкого. Анализ результатов этого среза характеризуется следующими данными (табл. 9).

Таблица 9. Анализ отношение студентов (бывших учеников) до различных форм обращения педагогов к воспитанников (по результатам опроса студентов)

Форма обращения

Количество

Количество

Какая форма обращения учителей к Вам в старших классах преобладала: "ты" или "вы"?

Какая из этих форм была более приемлемой для Вас?

Какая форма обращения преподавателей университета в Вас преобладает: "ты" или "вы"?

Какой из форм обращения преподавателей до студентов Вы предпочитаете?

Важным фактором в системе морально-духовных качеств личности преподавателя является уровень сформированности чувства национального достоинства. Это чувство раскрывается прежде всего через такие черты: любовь к своему народу, Родине; уважение к Конституции и законов Украины, государственных символов; совершенное владение государственным языком, забота о поднятие ее престижа и функционирования во всех сферах общественной жизни; уважительное отношение к родителям, своего рода, традиций и истории родного народа, осознание своей принадлежности к нему; уважение к культуре, традициям и обычаям народностей, проживающих на территории Украины.

Студенты, особенно старшекурсники, чувствительные к тому, насколько в их преподавателей сформированное чувство национального достоинства. Это качество - своеобразный камертон, что определяет влияние педагога на студента.

Длительное время дискутируется вопрос о сущности такого качества человека, как интеллигентность. С 60-х годов XIX в., когда российский журналист П.Д. Боборыкин впервые ввел в лексический оборот это понятие, его отождествляли с определением "толковый, то, понимающий, знающий, мыслящий, образованный". Поэтому толковые словари нередко отождествляют интеллигентность с образованностью. Однако в последнее время трактовка этого понятия несколько расширен. Академик СУ. Гончаренко подчеркивает, что до основных признаков интеллигентности принадлежит комплекс важнейших интеллектуальных и моральных качеств: обостренное чувство социальной справедливости, приобщение к богатствам мировой и национальной культуры и усвоение общечеловеческих ценностей, следование велениям совести. К этому можно добавить, что интеллигентность - это не только образованность, уровень разума, но и состояние души. Поэтому не каждый образованный, эрудированный человек является интеллигентом. Полагаем, что высокие морально-духовные качества личности, которая не имеет высшего образования, дают право называть ее интеллигентом духа. Это подтверждают и слова грузинского писателя Н. Думбадзе, который, отвечая на вопрос: "какого человека вы считаете интеллигентным?", сказал: "Мой дедушка был совершенно неграмотным человеком, но, когда женщина заходила в комнату, он поднимался ей навстречу и кланялся. Возможно, это и есть интеллигентность".

Педагоги всех уровней, а прежде всего педагоги высшей школы, должны формировать в себе чувство интеллигентности. Интеллигентность - это зеркало души и разума воспитателя, образец для подражания. Она должна выступать показателем морально-духовного идеала для тех, кто нас окружает. Высокое звание профессора, доцента, преподавателя ВУЗА связывается с интеллектуальной и моральной совершенством человека, с наивысшим проявлением профессионализма в своей области. Поэтому интеллигентность, безусловно, является стержнем становления педагогического мастерства преподавателя.

Видное место в системе морально-духовных ценностей педагога занимают жизненные идеалы. Это важно еще и потому, что студенческий возраст является периодом становления, размышлений над выбором собственной социальной ориентации, поведения. Ярко выраженные жизненные идеалы опытного преподавателя всегда найдут отклик в сознании студентов. Ведь идеал - это категория этики, которая содержит в себе совершенные моральные качества; олицетворение наиболее ценной и величественного в человеке, что дает возможность молодежи успешно совершенствоваться. Проявление педагогом своих жизненных идеалов особенно важен в наше время, когда в связи с историческими изменениями, социальными катаклизмами исчезли привычные идеалы, что в основном имели фальшивый характер, а новые, настоящие еще не утвердились в полной мере. Оставлять молодое поколение без истинных моделей - значит подталкивать его к состояния разочарования, пассивности, духовной деградации.

К краеугольных факторов, обеспечивающих укрепление и подкрепление мастерства педагога, принадлежат совестливость (совесть), честь, справедливость и объективность. Студенческая молодежь особенно чувствительно относится к этим качествам педагога и больно реагирует на отсутствие, недостаточную выразительность их. Совесть как категория этики определяется способностью человека контролировать собственную деятельность, давать объективную оценку своим действиям. Чувство чести характеризует личность с точки зрения ее готовности поддерживать и отстаивать достоинство, репутацию - личное или коллективное, членом которого она является. Совестливость и честность выполняют регулятивную функцию в жизнедеятельности человека, его общении с другими людьми. А поскольку педагогу высшей школы каждый день приходится общаться с взрослыми людьми, которые еще не имеют достаточного жизненного опыта, все время находиться на "сцене педагогического олимпа", то навыки саморегуляции и регуляции, оценки своего поведения ему позарез необходимы. К тому же преподаватель должен заботиться о поддержании не только собственного достоинства, но и репутации педагогической союза, профессорско-преподавательского цеха.

Преподавателю высшей школы с учетом специфики своей работы приходится постоянно анализировать действия студентов (на лекциях, практических занятиях, во время контрольных мероприятий, в быту и т.д.). Это требует от педагога объективности и социальной справедливости. Чувства молодых людей довольно заостренные, их порог слишком высокий, а потому соблюдения объективности и справедливости со стороны старшей человека - важный фактор социального и профессионального становления специалистов.

В условиях строительства демократического общества важно, чтобы в семье, школе, в высшем учебном заведении молодой человек штата к действиям, наполненных духом формирования собственных суждений о те или иные явления объективной действительности, готовности свободно высказывать свои мнения, суждения, убеждения, отстаивать их. Период обучения в высшем учебном заведении является хорошей школой демократизма. На этом этапе социального и профессионального становления личности важно сформировать у студентов такое качество, как толерантность, то есть терпимость и уважение к мнению других. Педагог высшей школы должен сам быть образцом толерантности, побудить студентов к смелому выражения собственных мыслей, аргументации своих взглядов.

В ходе исследования этой проблемы мы предложили студентам старших курсов, пользуясь 10-балльной шкале, оценить значимость отдельных компонентов морально-духовных качеств с точки зрения значимости их влияния на становление педагогического мастерства преподавателей. После анализа ответов 185 респондентов с последующим их ранжированием получили следующие результаты (табл. 10).

Таблица 10. Ранжирование анализа ответов студентов по значимости отдельных компонентов морально-духовных качеств

Понятное дело, мы не рассматриваем качестве морально-духовного богатства человека в полном их объеме, а останавливаемся лишь на ведущих. При этом стоит заметить, что они действуют не изолированно, а проявляют себя во взаимосвязи и взаимодействия.

Главенствующим модулем педагогического мастерства являются профессиональные знания. Студенты высоко ценят преподавателя, который обладает глубокими знаниями по своей специальности, проявляет осведомленность со смежными дисциплинами, отмечается научной эрудированностью. Без этого нет мастерства педагога. Это требует от него ежедневной упорного труда над собой, накопления и систематизации новых научных знаний. На этом пути каждого преподавателя подстерегает немало трудностей: нехватка времени, большой объем информации, ее удаленность от места работы. В конце концов, и экономические факторы не всегда дают возможность желательно приблизить к реальному. Хорошим помощником педагогу в этом деле может стать использование компьютерной техники.

Несколько более сложной представляется проблема психолого-педагогического обеспечения деятельности преподавателя высшей школы. Преподавательский корпус ВУЗА пополняется выпускниками университетов, академий, институтов. Они имеют, как правило, надлежащую профессиональную подготовку из ведущих дисциплин своего профиля. Но, к сожалению, квалифицированные физики, химики, биологи, философы, экономисты, юристы не имеют соответствующей подготовки по проблемам педагогики высшей школы. Они в основном копируют своих бывших преподавателей. Становление их профессионализма происходит сложно, часто путем проб и ошибок. В таком случае бесполезно лелеять надежду на становление педагогического мастерства. Только овладение базовыми знаниями по психологии и педагогике высшей школы, профессиональных методик обеспечит надежную почву для реализации своих возможностей и облегчит путь к педагогического мастерства.

Важной предпосылкой становления профессионализма и педагогического мастерства преподавателя высшей школы является наличие у него необходимых социально-педагогических качеств и психолого-педагогических умений. При этом следует учитывать то, что социально-педагогические качества - это результат воспитательного воздействия на личность семьи, образовательно-воспитательных учреждений и др. Они частично входят в содержание профессиограммы педагога. Профессиограмма - это перечень качеств личности, необходимых для успешного выполнения функциональных обязанностей по конкретной специальности. Проофесіограми не являются постоянными моделями. Меняются условия труда, обновляются производственные технологии - меняются и требования к качеств будущих специалистов. Тем более это касается профессии педагога.

Опыт показывает, что отдельные студенты, проучившись 3-4 года или окончив учебное заведение, включаются в конкретную педагогическую деятельность и только тогда выясняется их профессиональная непригодность. Это заставляет их менять профессию. Причина этого заключается чаще всего в отсутствии в личности устойчивых, выраженных социально-педагогических качеств, что создает значительные препятствия на пути формирования педагогического мастерства, становления профессионализма молодого специалиста.

Поскольку педагогическая профессия относится к творческих сфер деятельности, было бы целесообразно в процессе отбора молодежи на обучение педагогических специальностей осуществлять профессиональный отбор на конкурсной основе (как это принято при вступлении в театральные, художественные, музыкальные учебные заведения).

Среди качеств личности преподавателя, определяющих в процессе становления педагогической культуры, мастерства и профессионализма, особенно важным является педагогический такт (лат. tactus - прикосновение, ощущение). Это - чувство меры в процессе общения с людьми с учетом их физического, и прежде всего психического состояния. Проявление педагогического такта - важное условие эффективности воздействия педагога на питомца. Педагогический такт основывается на глубоких знаниях психологии студентов, их индивидуальных особенностей. "Так называемый педагогический такт, без которого воспитатель, хотя бы как изучал теорию педагогики, - писал К. Д. Ушинский, - никогда не будет хорошим воспитателем-практиком, является по сути не что иное, как психологический такт, нужен педагогу в такой же степени, как и литератору, поэту, оратору, актеру, политику, проповеднику, и, словом, всем тем лицам, которые так или иначе думают влиять на души других людей".

Тактичность является свидетельством формирования педагогической культуры преподавателя, предпосылкой проявления в его душе "свободных валенсій", которые притягивают к нему студентов. Это чувствительный инструмент предупреждения межличностных конфликтов, яркий показатель педагогического мастерства. Поскольку даже обычный человек, который исповедует принципы общечеловеческой и профессиональной культуры, должна обладать педагогическим тактом, то преподаватель высшей школы в процессе общения со студентами, развязывая перманентные педагогические задачи, должен проявлять совершенные образцы тактичности.

Важным смысловым модулем в структуре становления педагогической культуры педагога высшей школы является комплекс психолого-педагогических умений: конструктивных, коммуникативных, дидактических, перцептивных, сугестивних, познавательных, прикладных, организаторских, психотехнических и др. Большинство названных умений, основываясь на комплексе социально-педагогических качеств, формируются в процессе подготовки к профессиональной деятельности в учебных заведениях, а также в ходе непосредственной педагогического труда. Этот процесс достаточно длительный, требует от личности упорного целенаправленной работы над собой.

Рассмотрим сущность и содержание основных психолого-педагогических умений, преподавателя высшей школы.

1. Конструктивные умение предусматривают:

Отбор целесообразных форм и видов деятельности;

Отбор действенных методов и средств воспитательного воздействия;

Планирование перспективных этапов в руководстве студенческим коллективом;

Осуществление индивидуально ориентированного подхода к воспитанникам.

2. Коммуникативные умение призваны обеспечить целесообразность
отношений с субъектами учебно-воспитательного процесса, в частности:

Устанавливать педагогически мотивированные контакты со студентами, первичными коллективами, родителями студентов, своими коллегами;

Регулировать межличностные отношения студентов, отношения первичных коллективов с другими.

3. Организаторские умение делают возможным решение определенных педагогических задач:

Организовывать и управлять студенческими коллективами, создавать оптимальные условия для их развития;

Обеспечивать педагогически эффективную деятельность студенческих коллективов;

Оказывать помощь студенческим общественным организациям;

Организовать воспитательную работу со студентами во внеучебное время.

4. Дидактические умения проявляются в том, чтобы:

Объяснять студентам учебный материал на доступном для них уровне восприятия;

Управлять самостоятельной познавательной деятельностью студентов, способствовать развитию их познавательных интересов, интеллектуальных возможностей, формировать действенные мотивы учебной работы;

Обучать студентов овладению эффективными и рациональными методами самостоятельной познавательной деятельности.

5. Перцептивные умение (лат. perceptio - восприятия, познания, чувственное восприятие, понимание и оценка людьми социальных объектов - других людей, самих себя, групп таин.) охватывают:

Способность проникать во внутренний мир студентов; понимать их психическое состояние;

Наблюдательность, что дает возможность понимать реальный психическое состояние студента в конкретной ситуации.

6.Сугестивных умение (лат. suggestio - навіюю) составляют непосредственный эмоционально-волевое воздействие педагога на воспитанников с целью создания в них определенного психического состояния, побуждение их к конкретным действиям.

7.Познавательные умение включают:

8.вивчення индивидуальных особенностей физического, психического и социального развития студентов;

9.оволодіння новой научной информации, рациональное использование ее в научно-педагогической работе;

10.вивчення лучшего педагогического опыта и его творческое использование в собственной преподавательской деятельности.

8. Прикладные умение основываются:

11 . на владении техническими средствами обучения, в том числе компьютерной техникой;

12.навичках творчества в области спорта, живописи, театрального, музыкального искусства.

9. Умение в области психотехники предусматривают сознательное и к
цельное использования достижений психологии в сфере обучения, воспитания и развития студентов.

Достаточное сформированность у педагога названных умений является необходимым условием решения различных педагогических задач на уровне мастерства.

Учитель или педагог - это человек, который своей личностью подает пример учащимся. Успешное обучение детей, их воспитание и знания по предмету напрямую зависят от личностных качеств педагога. В свою очередь, они являются составляющей педагогической культуры. В нашей статье мы рассмотрим данное явление, а также его компоненты.

Определение научного термина

Многие считают, что педагогическая культура - это характеристика личности учителя, рассматриваемая в процессе воспитательной и образовательной деятельности. И с этим никто не поспорит.

В педагогике есть аналогичный термин, которым обозначают характеристику учителя, - "психолого-педагогическая культура". Он означает степень профессионализма.

Преподаватель для каждого ребенка - это образец для подражания. Такой человек должен много работать над своей личностью, так как его главной задачей является передача различных знаний на качественном уровне. Кроме того, он должен суметь привить детям любовь к своему предмету, профессии, к школе или университету и, наконец, к Родине.

Личностные качества педагога

Рассматривая педагогическую культуру, следует изучить и личностные качества, которыми должен обладать учитель. В первую очередь с ними ассоциируются высокая нравственность, эрудиция, а также интеллигентность. Ведь профессиональный педагог, независимо от внешних факторов, всегда доброжелателен к ученикам.

Высокая культура прослеживается в последовательном и логичном поведении учителя. Он глубоко анализирует поступки каждого из учеников и, конечно же, верит в их силы и способности. В целом профессиональные качества педагога включают определенные аспекты. К ним можно отнести:

  • любовь к детям и к работе;
  • честность;
  • тактичность;
  • культуру речи;
  • доброжелательность;
  • самоотдачу;
  • любознательность;
  • принципиальность.

Наличие таких черт в характере педагога как раз и определяет его уровень культуры, а также возможность влиять на образовательный процесс.

Профессиональные качества педагога предусматривают предрасположенность данного человека к учебно-воспитательной деятельности, а также умение достигать поставленных целей. Но без богатой эрудиции, широкого кругозора, а также терпения, доброжелательности, способностей к самосовершенствованию и целеустремленности учитель в своей работе этих целей достичь не сможет.

Как известно, даже совершенное знание предмета недостаточно для преподавателя. Он еще должен уметь доходчиво и интересно изложить свои познания в предмете. Это тоже один из непременных аспектов его профессионализма.

Процесс формирования педагогической культуры должен начаться с первой лекции в университете, в то время как совершенствование умений и навыков должно проходить с первого до последнего дня педагогического стажа.

Основы всех основ

Давайте еще раз рассмотрим общие компоненты педагогической культуры. Они включают:

  • чувство такта учителя;
  • умение выражать свои мысли;
  • знание техники преподавания;
  • общую эрудированность;
  • достойный внешний вид.

Чуть ниже мы рассмотрим каждый компонент более подробно.

Тактичность

Педагогический такт - это умение учителя грамотно выражать свои просьбы, а также требования. Хороший педагог может требовать выполнение различных заданий мягким тоном. Кроме того, он умеет в виде просьбы отдать распоряжение.

Высокой педагогической культурой предусмотрена и способность внимательно слушать своего собеседника, независимо от его личности. Учитель должен уметь разговаривать, как с мальчиком, так и с девочкой, как со взрослым, так и с ребенком. Он умеет тактично выслушать своего собеседника, даже если его высказывание неверно. Без грубости и сарказма он озвучит свое мнение.

Культура речи

Чистота речи также является важной составляющей педагогической культуры. Для педагога должно быть главным умение общаться не только с детьми, но и с их родителями. Профессия учителя находится в категории «человек - человек». Без навыков грамотного выражения своих мыслей, а также без правильного оформления их, нельзя рассчитывать на успех в педагогической карьере.

Основными компонентами речевой педагогической культуры являются вербальное и невербальное общение. Вербальному, то есть к словесному общению, помогают следующие качества:

  • Чистота речи, предполагающая соблюдение не только грамматических, но и стилистических, а также орфоэпических норм языка.
  • Выразительность во время высказывания. Учитель должен рассказывать не только с выражением, но и с правильной интонацией.
  • Громкость. Преподавателю нужно разговаривать с той громкостью, которая будет соответствовать слушателям. Не нужно говорить слишком громко, но и шептать тоже не стоит.
  • Богатство речи. Высказывания педагога должны быть наполнены синонимами, фразеологизмами, афоризмами, поговорками, а также пословицами.

Как видите, педагогическая культура - это целый свод умений, который совершенствуется только во время практики.

К невербальной культуре принято относить жесты, позы, прикосновения, а также мимику. Учитель должен хорошо чувствовать свое тело, уметь им владеть, то есть уметь демонстрировать, что он открыт для обучающихся, а значит, находится в ожидании их ответа или внимательно их выслушивает. Грамотный и тактичный педагог способен одним взглядом показать ученику, что тот ошибается.

Эрудированность

Мы с вами переходим к следующей составляющей - это эрудиция. Талантливый педагог хорошо эрудирован. У него развит кругозор. Он способен ответить на все вопросы по его предмету, а также может рассказать много интересного, что не связано с его сферой деятельности. Для того чтобы эрудиция развивалась, необходимо читать не только художественную, но и научно-популярную литературу, следить за событиями в стране и в мире.

Бывают такие случаи, когда дети проверяют своих учителей, то есть они задают педагогам хитрые вопросы. И нередко бывает так, когда учитель не может найти ответа. В таких ситуациях учитель, к сожалению, может потерять уважение своих подопечных.

Педагогические технологии

Как видите, педагогическая техника организована из множества компонентов. И в это множество входят умение владеть поведением, голосом, мимикой, а также правильно выстраивать отношения с воспитанниками.

Но, помимо этого, педагогическая техника включает в себя и способность сопереживать окружающим и выявлять творческое начало у детей. Талантливый учитель легко организует коллективную деятельность. Если он качественно владеет педагогической техникой, то поощряет коллективное творчество в классе, а также поддерживает демократическое самоуправление в нем.

Данное умение можно совершенствовать не только преподаванием на уроке, но и выполнением специальных психологических упражнений в домашней обстановке перед зеркалом.

Таким образом, педагогическая культура - это и отношение учителя к своей персоне, включающий интерес к учебному процессу, самоанализ, а также рост профессионализма.

Внешность

Внешний вид педагога является важным компонентом культурной педагогической деятельности. Он включает в себя не только умение одеваться, но и выглядеть так, как того требует занимаемая должность. Педагог будет примером для подражания, если он аккуратен и опрятен, носит элегантную одежду, а также в минимальном количестве использует косметические средства.

Вспомните свое отношение к преподавателям, которые недостаточно внимательно относились к собственному внешнему виду. Зачастую они вызывали у нас пренебрежение к себе и своему предмету.

И раз уж мы с вами говорим о внешнем виде учителя, то следует добавить, что педагог должен быть еще и уверенным в себе. Не только дети должны уважать его личность, но и он тоже.

Функции педагога

От компонентов культуры мы переходим к функциям, которые выполняет учитель. Их тоже немало:

  1. Трансляция знаний, умений и навыков.
  2. Формирование точки зрения обучающихся.
  3. Расширение кругозора у детей.
  4. Формирование и развитие осознанного поведения учеников в современном ему обществе.
  5. Развитие эстетического вкуса и предпочтений каждого ребенка.
  6. Поддержание, а также развитие его психического и физического здоровья.

В заключение

Педагогическая культура - это ряд важных качеств и особых умений, которыми в совершенстве должен обладать учитель для того, чтобы успешно реализовывать свою образовательную деятельность. Педагог на протяжении всей своей жизни должен работать над собой, совершенствовать свои умения и навыки, а также ежедневно повышать собственную культуру.

В нашей статье мы рассмотрели основы педагогической культуры. Надеемся, что статья ответила на ваши вопросы по данной теме.